Минимизируем риски - откроем новые возможности
Мы всегда на связи
МАГИСТРАТ ПЛЮС
Юридическая ответственность за клевету

Автор: Марина Шайдуллина
Ноябрь, 2020
Многие российские фирмы сталкиваются с недобросовестными конкурентами, которые прибегают к теневым PR-компаниям. Эти рекламные акции призваны испортить деловую репутацию успешных предприятий посредством распространения недостоверных отзывов об их товарах и услугах, публикации выдуманных сведений о собственниках, руководителях и сотрудниках.

Недобросовестные предприниматели понимают, что могут понести юридическую ответственность за клевету, но продолжают использовать сомнительные методы продвижения. Выясним, что необходимо предпринять для защиты деловой репутации компании.
Как бороться с клеветой
Защиты деловой репутации фирмы — сложный процесс. Сотрудникам компании бывает сложно доказать, что ложная информация распространяется конкурентами с целью получения коммерческой выгоды. Из-за этого суды часто оставляют без рассмотрения иски о публикации сведений, порочащих доброе имя предприятия.
Судебный процесс можно инициировать при наличии у потенциального истца достаточной доказательной базы.

Юристам добросовестной фирмы необходимо установить:

  • факт публикации недостоверных сведений конкурентами;
  • порочащий характер материалов, размещаемых в СМИ или интернете;
  • несоответствие публикуемых в открытых источниках данных реальному положению дел.

Ответчику предстоит доказать обратное — все опубликованные данные достоверны, продукты или услуги конкурента обладают перечисленными недостатками, а сотрудники фирмы-истца скрывают от клиентов важные сведения о себе.

Публикация порочащей информации трактуется российскими судами однозначно. Эта процедура понимается как массовое распространение сведений среди потребителей посредством публикаций в СМИ и интернете, публичных выступлений, потоковых трансляций и т. д. Судьи не рассматривают частные беседы потенциальных истцов и ответчиков как каналы передачи порочащих деловую репутацию сведений.
Клевета в интернете
Сетевые публикации — самый распространённый способ распространения недостоверной информации о бизнесе любого масштаба. Руководителям предприятий рекомендуется документально зафиксировать факт размещения клеветы в социальных сетях или блогах. Эта процедура выполняется нотариусом, который заверяет скриншоты сетевых страниц.

Следующее действие пострадавшей от клеветы фирмы — обращение к лингвисту. В процессе лингвистической экспертизы выполняется оценка суждений, опубликованных в общедоступных источниках. Специалисту из области языкознания предстоит определить, можно ли рассматривать текст как источник сведений, порочащих деловую репутацию компании.

Экспертиза может проводиться на досудебной стадии разбирательства или во время судебного процесса. Судьи редко учитывают результаты досудебного анализа текстовых или звуковых материалов, поскольку не считают нанятых истцами лингвистов независимыми.

Во время судебных слушаний истцу предстоит доказать, что распространяемая ответчиком информация не соответствует действительности. Так, в случае публикации недостоверных отзывов о товарах добросовестной фирмы ее представители могут представить суду результаты сертификационных испытаний в аккредитованных лабораториях или данные независимых тестов.
Общие рекомендации
Дела о клевете сложно назвать типовыми. В каждом случае порядок действий истца различен. Защита деловой репутации может потребовать от предпринимателей не только оплаты лингвистических экспертиз, но и обращения к поставщикам, давним клиентам или партнёрам. Третьи лица смогут подтвердить недостоверность сведений, распространяемых конкурентами фирмы.

В случае положительного исхода дела ответчик будет обязан опровергнуть опубликованные ранее заявления, возместить истцу судебные расходы и компенсировать убытки, возникшие на фоне клеветнических статей.
Наказание за клевету
Выше описан гражданско-правовой порядок привлечения недобросовестных фирм к юридической ответственности за клевету на юридических лиц. Альтернативный способ защиты деловой репутации фирмы — инициирование уголовного процесса в отношении недобросовестного конкурента.

Распространение заведомо ложных сведений без отягчающих обстоятельств наказывается штрафами до 500 тысяч рублей или обязательными работами на срок до 160 часов.

Аналогичные действия при наличии квалифицирующих признаков (публичные выступления, публикации в СМИ) могут стать причиной для назначения штрафа в размере одного миллиона рублей или обязательных работ на срок до 240 часов.

Штраф за клевету, совершенную должностным лицом с использованием служебного положения, достигает двух миллионов рублей. Виновному грозят обязательные работы сроком до 320 часов.
В некоторых случаях фиксированные денежные штрафы заменяются прогрессивными. Так, при отсутствии отягчающих обстоятельств виновный в клевете человек будет обязан выплатить потерпевшему юридическому лицу сумму, равную шестимесячному заработку.
Заключение
Вид наказания за клевету во многом зависит от характера действий, совершённых недобросовестным предпринимателем. В гражданских процессах ключевая роль отводится опровержению недостоверной информации. При уголовном производстве учитывается степень тяжести преступления и вред, нанесённый потерпевшей стороне.

Фирмы могут использовать оба способа защиты деловой репутации, одновременно обращаясь в суд и полицию. Некоторые юристы рекомендуют своим клиентам сначала посетить полицейский участок. Обращение в правоохранительные органы — эффективная мера, позволяющая фирме добиться необходимого решения во время рассмотрения гражданского иска судом. В материалах уголовного дела будут содержаться все сведения, которые могут понадобиться судье для правильной квалификации действий ответчика.
Остались вопросы?
Оставьте заявку и наши юристы свяжутся с Вами в течение 10 минут и ответят на все вопросы
Рекомендуем
    Made on
    Tilda