Минимизируем риски - откроем новые возможности
Мы всегда на связи
МАГИСТРАТ ПЛЮС
Что следует знать о договорах аренды коммерческой недвижимости

Автор: Иван Прокопенко
Май, 2021
Штатные юристы многих российских компаний задаются вопросом о том, как составить договор аренды коммерческой недвижимости. Документ должен устраивать и арендатора и арендодателя. Часто интересы сторон не совпадают.

Владелец объекта стремится обезопасить себя от досрочного расторжения контракта, директор въезжающий в офис компании желает добиться минимизации расходов. Выясним, какие юридические нюансы следует учитывать при составлении арендного договора.
Расходы арендатора
Аренда — особая форма отношений между собственником недвижимости и арендатором. Фирма, заключающая договор с владельцем коммерческих площадей, получает офис, магазин или склад во временное пользование и владение.
Типовой договор аренды коммерческой недвижимости предполагает, что арендатор оплачивает все эксплуатационные расходы.
В их число входят:

  • коммунальные платежи;
  • траты на ремонт;
  • выплаты провайдеру интернета;
  • платежи поставщику услуг телефонии;
  • сборы на охрану и уборку офиса и мест общего пользования.

Иногда собственники включают стоимость перечисленных услуг в арендную ставку. Благодаря этому юридической службе и бухгалтерии арендатора не придётся взаимодействовать с управляющей компанией офисного здания.
В иных случаях в договор аренды коммерческого помещения необходимо включить пункт с перечислением расходов, которые несут обе стороны.
Арендатору следует запросить у собственника помещения дополнительную информацию:

  • контакты управляющей компании бизнес-центра;
  • реквизиты для оплаты коммунальных услуг;
  • даты выставления счетов за КУ и сроки их оплаты.

При подписании договора представителю фирмы-арендатора следует зафиксировать текущие показания всех офисных счётчиков (водоснабжение, электричество, тепло). В крупных городах компаниям приходится заключить контракты с организациями, осуществляющими обслуживание бизнес-центров (клининговые и охранные фирмы, службы вывоза мусора и т. д.).
Прием и передача арендуемых помещений
Стандартный образец договора аренды коммерческого помещения содержит несколько приложений. Одним из ключевых становится акт приёма-передачи помещений. В этом документе подробно описывается состояние офиса, магазина или склада.

Часто в приложении приводятся характеристики оборудования и мебели, расставленных внутри сдаваемых в аренду помещений. Арендаторам следует внимательно изучать акты приема и передачи недвижимости — после их подписания собственник не станет рассматривать претензии к состоянию офисного или торгового оборудования.
Расторжение арендных договоров
Вопросы о том, как расторгнуть договор аренды коммерческой недвижимости, возникают у юристов российских компаний в нескольких случаях. Наиболее частой причиной отказа от использования арендуемого помещения становится нарушение условий контракта арендодателем.

Досрочное расторжение договора осуществляется тремя способами:
Соглашение сторон
Самый простой способ прекращения отношений арендатора и арендодателя. Собственник и временный пользователь помещения проводят переговоры и определяют условия досрочного расторжения действующего договора
Односторонний порядок
Он применим при наличии в срочном договоре соответствующего пункта, позволяющего арендатору отказаться от использования помещений арендодателя после подачи письменного уведомления
Расторжение договоров аренды по решению суда
Возможен в следующих случаях:
  • арендодатель препятствует использованию сданного арендатору помещения;
  • в процессе эксплуатации недвижимости выявись существенные недостатки, которые не были заметны в момент подписания акта приёма и передачи;
  • в помещении произошел пожар или затопление (не по вине арендатора);
  • одна из сторон договора признана несостоятельной.
Особенности аренды офисов
Будущим арендаторам следует учитывать планировку и назначение помещений, арендуемых у собственника. Так, в офисах должны быть раздельные санузлы, комнаты для отдыха персонала, кухонные блоки, зоны приема посетителей. В договор аренды следует включать условия использования этих помещений арендаторами.

Владельцам офисных площадей следует обсудить с клиентами порядок эксплуатации парковочных мест. В современных бизнес-центрах существуют выделенные места для каждого арендатора. Стоимость обслуживания парковочных площадей может включаться в ежемесячные счета за коммунальные услуги. В некоторых случаях оператором парковки становится независимая организация, не связанная с управляющей компанией БЦ. В подобных случаях арендаторам потребуется заключить еще один договор обслуживания.

Заключение

Договор аренды — правовой инструмент, определяющий формальные отношения между арендатором и арендодателем. Правильно составленный контракт позволит сторонам установить долгосрочное сотрудничество. Разработку арендного соглашения следует доверять опытным юристам. Руководителям небольших фирм рекомендуется обратиться в юридические компании, специализирующееся на разработке сложных договоров.
Остались вопросы?
Оставьте заявку и наши юристы свяжутся с Вами в течение 10 минут и ответят на все вопросы
Рекомендуем
    Made on
    Tilda